Не каждый автолюбитель рискнет отремонтировать генератор на своей машине, но существует категория людей, которые с момента приобретения автомобиля самостоятельно выполняли его обслуживание и ремонт. Машины в недалеком прошлом были не особо сложными по конструктивным элементам и узлам (ВАЗ-2101-2107, ВАЗ-2109-21099, ВАЗ-2110-2114-2115, УАЗ-469, ГАЗ-21 «Волга» и другие) и водители, имеющие небольшой опыт легко решали вопросы возникших неисправностей. Усовершенствование конструкции транспортных средств улучшило их ездовые характеристики и комфорт, но принцип работы большинства узлов практически не изменился и ремонт генераторов автомобиля осуществить своими руками также не представляет сложности.
Аккумулятор и генератор – источники энергии
Некоторые владельцы автомобилей предполагают, что автомобильная батарея обеспечивает питанием всю бортовую сеть, но это ошибочное мнение. Аккумулятор поддерживает работоспособность электронных систем при выключенном двигателе и участвует в его запуске. С момента запуска мотора, функции батареи передаются генератору и, она становится таким же потребителем энергии, как и все остальные потребители электричества.
Противники этого основополагающего момента могут возразить и привести пример, что машина едет и с оборванным ремнем генератора, т.е. с использованием только аккумулятора. Да, и это тоже правильно, так как энергии постоянного источника питания достаточно проехать несколько километров, но в конечном итоге его запасы заряда закончатся и автомобиль остановится. И чем больше включено потребителей (фары, отопитель салона, дворники, магнитола), тем раньше двигатель заглохнет.
Напряжение большинства автомобильных аккумуляторов составляет 12 Вольт, генератор переменного тока обычно выдает от 13,5 до 14,7 Вольт электричества при своевременном его техническом обслуживании.
На многих грузовых автомобилях, с дизельным двигателем, устанавливаются генераторы с выходным напряжением 24 Вольт.
Ремонт генератора
После определения причины неисправности генератора приступают к его ремонту, предварительно сняв его с моторного отсека. Для этого отключают аккумулятор, демонтируют все узлы, создающие помеху к его доступу и откручивают болты точек крепления к двигателю.
Оценивают состояние корпуса генератора на его механические повреждения (сколы, трещины). В случае выявленных повреждений решается вопрос замены элементов корпуса или приобретения нового генератора. Ремонт элементов корпуса, изготовленных из алюминиевого сплава является дорогостоящей операцией, выполняющаяся специалистами в специальной газовой среде сваркой, поэтому просчитывается выгодность ремонта или замены генератора новым.
При замене новым можно воспользоваться таблицей применяемости для определенной марки автомобилей, например, для автомобилей ВАЗ:
Таблица применяемости генератора OEM НОМЕР: 2110-3701010 2112-3701010-01 2112-3701010-02 2112-3701010-06 21120-3701010-07 21120-3701010-08 9402.3701000 9402.3701000-03
Марка | Модель | Двигатель | Год выпуска |
ВАЗ | Приора | 1,6i | 2007г |
2110 | 1.5i 16V / 1.5i 8V / 1.6i 16V / 1.6i 8V | 1996 г | |
2111 2112 | 1.5i 16V / 1.6i 16V | 1996 г | |
2111 2112 | 1.5i 8V / 1.6i 8V | 1996 – 2008 гг | |
2113 2114 2115 | 1.5i 8V | 1997 г |
При отсутствии механических повреждений можно приступить к его разборке:
- Отогнув в сторону по направлению от генератора три равномерно расположенные по кругу фиксирующие лепестки на защитной крышке снимаем ее.
- Откручиваем два винта, удерживающий реле-регулятор напряжения и сдвинув его в сторону снимаем разъем с диодного моста.
- Для демонтажа диодного моста необходимо открутить шесть винтов и одновременно отогнуть выводы обмотки статора в сторону.
- Отвернуть винт крепления конденсатора.
- Перед тем как разъединить корпус генератора маркером необходимо разметить положения корпусов передней и задней крышек.
- Отвернуть гайку шкива и снять шкив с вала генератора.
- Отвернуть 4 болта крепления крышек и при помощи плоской отвертки аккуратно разъединить их.
- Также освободить от корпуса статор генератора.
- Подшипник с вала ротора легко снять съемником.
- Демонтаж подшипника с передней крышки сложнее тем, что для надежного его положения в обойме крышки производят вальцовку. Поэтому, ее необходимо или сбить острым наконечником зубила или высверлить. Оправкой соответствующего размера близкой диаметру посадочного места упереть крышку корпуса и выбить подшипник или произвести выпрессовку с его с обратной стороны.
Сборка генератора производится в обратном порядке его разборки. Важно совместить, сделанную маркером метку на корпусе и равномерно затягивать болты, во избежание перекосов.
Несколько советов
Открутить гайку шкива ключом 24 на большинстве марок автомобилей, где установлен инжектор (как правило, широкий ремень к задающему диску), можно пневматическим гайковертом. Имеется и второй способ, заключающийся в закреплении ротора в тисках и отворачивания головкой 24.
Генератор, укомплектованный обгонной муфтой откручивается специальным ключом
Если возник повышенный шум в обгонной муфте, переднем и заднем подшипнике, то их меняют на новые.
Ремонт генератора на любой марке автомобилей имеет в основном одинаковые технологические операции по разборке и сборке. Различие только в форме и габаритах устанавливаемых деталей. Например, на генераторе Лукас реле регулятор имеет большие размеры в сравнении с той же самой деталью на ВАЗ-2110.
На рисунке показан узел генератора Лукас с снятой защитной крышкой, где так же расположен диодный мост и реле-регулятор.
В таблице приведены некоторые виды генераторов, их обозначения и характеристики.
Обозначение | Вид | Область применения | Особенности | Характеристики |
Г250П2 | Переменного тока с э/м возбуждением | УАЗ, буханка, 469 | С генератором РР132 | 12В, 40А, 5,5кг. |
Г250Е2-06 | ВАЗ-2104, -2105, -2107 | С регулятором Я112 | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |
Г222 | ВАЗ | С регулятором 121.370 | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |
Г221А-06 | ВАЗ-2121, 21213, 21214 «Нива» | С регулятором 121.370 | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |
Г221А | ВАЗ-2101,- 2102,- 2103,- 2106 | 14 В, 55 А, 4.9 кг | ||
971.3701 | ВАЗ | 14 В, 55 А, 4.9 кг | ||
97.3701 | ВАЗ, ЗАЗ, АЗЛК | С регулятором Я212-А11 | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |
941.3701 | ВАЗ-21214, -21044, -21073 | 14 В, 80 А, 4,9 кг | ||
94.3701 | ВАЗ-2110, -2112 | 14 В, 80 А, 4,9 кг | ||
583.3701-20 | ВАЗ-2108, -2109 | С регулятором Я112-В | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |
v7576513 80-01 | Пежо 308 | PEUGEOT 308 EP6 | 1.6B EP6 | |
385814 | Шевроле Спарк | Chevrolet Spark | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |
A11-3701110BC | Чери Амулет | 14 В, 55 А, 4.9 кг | ||
2C966 | Киа спектра | 12В, 40А, 5,5кг | ||
002C966 | Хендай Акцент | Hyundai Accent | 12В, 40А, 5,5кг | |
TD27 | Nissan Terrano | 12V100A | ||
DAN1006 | Suzuki sx4 | 12В, 40А, 5,5кг | ||
Г221А | 2123 | 14 В, 55 А, 4.9 кг | ||
94.3701 | Газель-Бизнес 4216 | 14 В, 55 А, 4.9 кг | ||
Г221А | Нива Шевроле | 14 В, 55 А, 4.9 кг | ||
Дэу Нексия | 12В, 40А, 5,5кг | |||
Лансер 9 | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |||
94.3701 | Приора | 14 В, 55 А, 4.9 кг | ||
Киа Каренс | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |||
Рено Логан | 12В, 40А, 5,5кг | |||
Рено Меган 2 | 12В, 40А, 5,5кг | |||
Фиат Дукато | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |||
Фольксваген Пассат б3 | 12В, 40А, 5,5кг | |||
LUCAS — CA1028 | фф1 лукас | Ford Focus | 14 В, 50 А, 4.7 кг | |
1141 | Porter (Портер) | 14 В, 55 А, 4.9 кг | ||
Ховер Н3 | 12В, 40А, 5,5кг | |||
Шеви | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |||
Ауди | 14 В, 55 А, 4.9 кг | |||
valeo | 12В, 40А, 5,5кг |