Не заводится машина, причины, способы устранения

Практически каждый автолюбитель и даже водитель профессионал сталкиваются с внезапно возникшей проблемой, а именно машина вдруг перестала заводиться. Водитель находится в недоумении и не может понять почему сегодня не заводится машина. Вчера автомобиль заводился с «пол оборота», а сегодня что-то сломалось и не подает никаких признаков жизни. Не следует паниковать в подобной ситуации и попробовать самостоятельно разобраться в причинах отсутствия запуска двигателя вашего автомобиля.

Причины не запуска машины

Рассмотрим основные причины, от которых автомобиль не заводится. Способы проверки и устранения.

Проверка системы питания

Машина не заводится, если ее не накормить. Основным ее любимым питанием является бензин. Поэтому, прежде чем крутить коленчатый вал стартером, обратите внимание на показания уровня топлива в баке. Если прибор рабочий и стрелка указывает нулевое положение уровня, к тому же горит контрольный индикатор критического его значения, то это означает, что у вас закончился бензин.

уровень топлива

Не исключается и такая ситуация, когда вы уверены в наличии бензина, несмотря на нулевое показание прибора. Тем не менее, проверить необходимо фактическое наличие бензина в баке. Для этого подходит любой удобный способ проверки. Например,

А) если позволяет заливная горловина бака протянуть резиновую трубку (проволоку, трос и т.п.), то вы можете оценить уровень топлива по оставшемуся следу на трубке;

В) выкрутить клапан с рампы форсунок и при включенном зажигании убедиться в выбросе струи топлива из рампы.

В пункте А), имитируя обыкновенный щуп оценивается уровень топлива и если его граница показывает менее 5 см от дна бака, то это означает, что уровень топлива недостаточен для забора его бензонасосом и необходимо дозаправить бензобак.

В пункте В) при отсутствии струи топлива, необходимо обратить внимание на шум бензонасоса. Если при включенном зажигании бензонасос не шумит (не включился), то причиной его неработоспособности может быть отсутствие питающего его напряжения или обрыв «массы».

Проверка системы зажигания

Диагностикой системы питания Вы убедились, что топливо поступает в систему впрыска, но машина упорно не заводится. Придется проверять наличие искры на свечах.

искра на свече зажигания

В инжекторных автомобилях установлены разнообразные типы катушек, но принцип остается один – вовремя отдать электродам свечи накопленную энергию.

Простой и доступной для самостоятельной проверки напряжения поступающего на первичную обмотку катушки является способ контроля его 12-ти вольтовой лампой или тестером. Для этого один из щупов лампы (тестера) закрепляется на массу автомобиля, а другим щупом при включенном зажигании проводится поиск напряжения на разъеме катушки. Если на одном из пинов разъема загорелась лампа, то это означает, что питание на катушку подается и причиной отсутствия искры может быть нарушение синхронизации, вызванное неисправностью датчика положения коленчатого вала.

При отсутствии напряжения на разъеме, полезно проверить целостность предохранителей на монтажном блоке. Обычно эти предохранители обозначаются КАМСУД, ЭСУД и т.п.

Проверка бортового напряжения

Условия запуска машины находятся в прямой зависимости от величины бортового напряжения, которое обеспечивает в момент пуска аккумуляторная батарея. Величина нормального напряжения, обеспечивающего функционирование бензонасоса, катушек и блоков управления, должна находиться в пределах 12,0-12,5 Вольт. Если это напряжение при измерении тестером составляет 11,0 Вольт и ниже, то это уже недостаточно для пуска. При прокрутке стартером, произойдет падение напряжения до 9,0-8,0 Вольт, что отрицательно скажется на работе бензонасоса и соответственно упадет показатель давления топлива в рампе.

При сильно разряженной аккумуляторной батареи (АКБ) могут светиться индикаторы на панели приборов, но не являться показателем нормального его состояния. При попытке прокрутить стартером коленчатый вал возникает шум, напоминающий треск ломающихся сухих деревянных веток, а на панели приборов световые индикаторы начинают беспорядочно мигать.

Если при измерении мультиметром показатель величины напряжения достигает 12,0 Вольт, но возникают симптомы выше описанной сильно разряженной АКБ, то необходимо проверить надежность соединения клемм с АКБ, их чистоту и отсутствие окислов.

В зимний период, перед запуском автомобиля рекомендуется включить дальний свет фар на 3-5 секунд. В АКБ произойдет химическая реакция взаимодействия электролита с электродами и движение ионов восстановит электроемкость АКБ, что позволит стартеру выдать максимальный возможный ток, обеспечивая необходимые обороты для запуска машины.

Профилактику АКБ необходимо делать согласно инструкции производителя.

Проверка системы пуска

Напряжение бортовой сети 12 Вольт. Включив зажигание, уверенно зашумел бензонасос и без мерцаний загорелись световые индикаторы на панели приборов. Но при переводе ключа на замке зажигания в режим стартерной прокрутки стартер не крутит коленчатый вал.

стартер

Если при переводе в режим стартерной прокрутки вы услышали щелчок втягивающего реле и стартер не вращается, то это возможно возникла неисправность контактной группы, расположенной внутри реле. Такое реле подлежит замене и если машина с механической коробкой передач, то завести его возможно методом буксировки. Автомобиль с коробкой автомат буксировать запрещено.

При переводе ключа зажигание включается, а в режиме стартерной прокрутки не слышен щелчок втягивающего реле. Неисправность следует искать от замка зажигания, а именно наличие управляющего питания, поступающего к втягивающему реле.

Проверка работы системы управления

При включении зажигания на панели приборов должна загореться аварийная контрольная лампа (Check Engine). На некоторых машинах алгоритм включения лампы иной. Например, на автомобиле Газель при включении зажигания Check Engine загорается на 2-3 секунды и затем выключается, а на ВАЗ – выключается при запуске.

Check Engine

Если авариная лампа контроля не загорелась, то это означает что на блок управления не поступает напряжение. При такой неисправности следует проверить соответствующие предохранители.

Проверка электрических соединений

Работа свечей или создание искрообразования на их электродах, а также открытие и закрытие топливных форсунок непосредственно зависят от правильного функционирования системы синхронизации. Синхронизацию в инжекторной машине обеспечивают датчики положения коленчатого вала (ДПКВ) и датчик распределительного вала (ДПРВ). На некоторых автомобилях синхронизация обеспечивается, установленным трамблером, непосредственно на распределительном вале.

Наличие синхроимпульсов на разъемах форсунок и катушек зажигания удобно проверять светодиодным тестером (контролькой). Существует большой ряд светодиодных тестеров, различающихся конструктивно, но суть всех сводится к тому, что красный индикатор указывает на наличие постоянного напряжения, а зеленый светодиод указывает соединение проводников с массой.

Наиболее простейшим в работе и удобным в использовании является светодиодный тестер Rexant 16-0102. Он имеет автономное питание, элементы которого встроены в корпус.

контролька диодная

Тестер Качалова – светодиодный прибор, с подключением внешнего питания (автомобильной АКБ). Способен показывать наличие напряжение на исследуемой электрической цепи, а также оценивать степень зарядки АКБ. Если аккумулятор заряжен, то индикатор степени зарядки будет светиться зеленым светом, при ином значении – желтым.

тестер качалова

В случае отсутствия синхроимпульсов на разъемах топливных форсунок или катушек, необходимо проверить надежность контактов на разъемах ДПКВ и ДПРВ, а также визуально осмотреть целостность проводов на разрыв. При наличии схемы соединения датчиков с разъемом блока управления светодиодными тестерами можно «прозвонить» цепь на предмет обрывов или короткого замыкания в жгуте проводов.

С неисправным ДПРВ автомобиль с трудностями и продолжительными прокрутками, эпизодическим дросселированием можно как-то завести, но с неисправным ДПКВ машина вообще не заводится.

Кроме датчиков синхронизации ДПКВ и ДПРВ на запуск оказывает влияние датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Блок управления прежде чем завезти машину оценивает температуру и потом по величине сигнала от ДТОЖ открывает байпасный канал регулятора холостого хода на определенное и необходимое количество шагов. Тем самым обеспечивается поступление воздуха в той концентрации для образования топливно-воздушной смеси при данной температуре. Кроме этого, блок управления по температуре устанавливает в момент пуска угол опережения зажигания, заложенный в программе.

Самостоятельно решить проблему возможно только проверкой целостности проводов, подключенных к ДТОЖ и их «прозвонкой» светодиодным тестером в порядке, предусмотренной электрической схемой или заменой заведомо исправным датчиком температуры (можно установить новый ДТОЖ если есть «под рукой»). Если машина завелась, то значит причина была только в неисправном ДТОЖ.

Возникают и такие моменты, когда машина заводится, но тут же глохнет. Оперативно можно проверить такую неисправность возможно отключением датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Блок управления, не обнаружив в цепи ДМРВ переходит в табличный режим, заложенный в его программе. Если причиной такого запуска явился ДМРВ, то при его выключении машина заведется и установит обороты в пределах 1200-1500.

Необходимо отметить, что существуют системы, не использующие ДМРВ и, вместо него работает датчик абсолютного давления, который определяет давление разряжения во впускном коллекторе. Его также можно проверить банальным отключением и определить влияние запуска с ни и без него. Машина заводится, но работа его при этом не будет устойчивой.

Для надежного соединения электрических контактов необходимо делать профилактические работы, заключающиеся в их чистке от окислов и обработкой водоотталкивающей жидкостью.

Проверка штатной противоугонной системы

Противоугонная система с блоком иммобилайзера устанавливается практически на все современные машины. Некоторые производители активируют его действие уже при сборке автомобиля, но имеются случаи, когда активацию иммобилайзера производит владелец машины по своему желанию.

Если иммобилайзер заблокировал систему управления, то работать не будет бензонасос и стартер. В этом случае необходимо произвести переобучение ключей иммобилайзера. Инструкция по переобучению выдается при продаже машины с его документацией. Неисправность иммобилайзера на современных автомобилях определяется самодиагностикой системы и высвечивается на панели приборов аварийным сигналом в виде контура автомобиля, ключа, замка.

индикация иммобилайзера

Кроме иммобилайзера на некоторых марках автомобилей устанавливается система блокировки руля, которая также имеет влияние на запуск машины.

Проверка противоугонной сигнализации

Владельцы автомобилей по своему желанию устанавливают дополнительно противоугонные системы сигнализаций, которые могут блокировать работу стартера, бензонасоса или блока управления. Она может исправно открывать замки дверей, мигать фарами при закрытии и в тоже время блокировать систему запуска.

Если существует уверенность в работе всех систем, влияющих на запуск автомобиля, то проверку правильного функционирования системы сигнализации можно осуществить перезакрытием машины. Если данное действие не помогло в процедуре запуска, то существует вариант перевода сигнализации в режим «валет», исключающий блокировку блоков, от которых зависит запуск.

Заключение

Здесь рассмотрены вопросы самостоятельного решения проблем если вдруг машина отказывает заводится или резко заглохла в пути. И если решить самостоятельно, без наличия специальных приборов, не удается запустить машину, то необходимо обратиться в специализированные автосервисы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
InjectorMan/ автор статьи
Работаю диагностом с 2007 года, закончил технический университет. Большой опыт работы с автомобилями марки ВАЗ, ГАЗ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: