Частой проблемой у владельцев автомобилей является нарушение работы бензонасоса. Порой возникает недоумение у хозяина машины: — «Неделю назад заменил насос, и он опять сломался». При снятии модуля бензонасоса в балансном стакане его обнаруживается вода со следами ржавчины. Наличие воды в бензобаке является источником поломки бензонасоса. Ее отрицательное ее воздействие сказывается и на других элементах деталей топливной системы, вызывая неустойчивую работу двигателя, падение тяговой характеристики или даже отсутствие запуска. В этой статье мы ответим на ряд вопросов, связанных с наличием воды в бензобаке, каким путем она проникает в топливную систему, как влияет на работу двигателя и как удалить воду из бензобака. А в заключении представлен анекдот на тему наличия воды в бензобаке, юмор которого будет понятен всем, кто терпеливо ознакомился с информацией ниже.
Откуда берется вода в баке
Заправка
Одной из причин попадания воды в бак может быть не внушающая доверие автозаправочная станция (АЗС). На АЗС емкости хранения топлива, как правило, находятся на определенной глубине земли с выводом вентиляционных шахт в атмосферу. При отсутствии систем ливневой канализации вода может проникнуть через шахты в емкости. Вода в емкости может попасть и через топливозаправщик, в котором по техническим обстоятельствам может попасть вода. Несмотря на то, что отбор топлива из резервуара происходит не с его дна, а с некоторого уровня, вода попадает в раздаточные колонки. И это связано с несвоевременной профилактикой резервуаров, на дне которых с течением времени накапливается нефтешлам, в том числе и подтоварная вода.
Недоброжелатели
Вода может появиться в баке и по причине хулиганства недоброжелателей (людей, которые затаили против владельца автомобиля какую-то вражду). Недоброжелатели могут открыть крышку бензобака и налить воды. Минимальный способ защиты от такого хулиганства – это установка крышки с замком.
Конденсат
Конденсат – это физический процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкую форму. Суть физического процесса заключается в количестве молекул влаги в воздухе, способном содержать в себе молекулы в форме газа при заданной температуре. Переходный процесс возникает при изменении температуры — чем меньше температура воздуха, тем больше молекул воды переходит из газообразного состояния в жидкое и, наоборот, увеличение температуры увеличивает количество молекул газа (пара).
При понижении температуры воздуха или при контакте воздуха с охлажденными предметами, возникает момент, когда его температура понижается до определенной точки росы, при которой начинает выпадать конденсат (роса).
Схема возникновения конденсата представлена на рисунке:
Процесс накопления конденсата в баке для бензиновых двигателей не отличается от того же процесса образования воды в баке для дизельных двигателей. На схеме ниже легко понять, что внутренняя полость бака сопряжена с атмосферным воздухом. Воздух, попадая в бак из-за перепада температур конденсируется на стенках бака с образованием капель жидкости, которые впоследствии стекают под действием силы тяжести вниз, накапливаясь на дне бака по принципу «капля за каплей». Плотность воды больше плотности бензина (или солярки) и по этой причине вода оседает на дне бака до принудительного ее удаления. От самостоятельного ее испарения (обратного перехода в газообразное состояние) защищает сверху слой бензина (солярки).
Признаки и симптомы
Если автомобиль после посещения АЗС не заводится, то это является признаком наличия воды в баке. Особенно это может проявиться при сильных морозах. Вода на дне бензобака замерзает, ледяной ком обрастает вокруг бензонасоса и топливо перестает поступать в рампу форсунок.
Когда существует уверенность в отличном качестве АЗС, но появляются симптомы наличия воды в бензобаке, а именно:
- Частое появление ошибки по низкой эффективности катализатора
- Продолжительный запуск двигателя
- Отсутствие тяги
- Несбалансированная работа
- Повышенный расход топлива
Последствия воды для автомобиля
Вода, поступающая из бензобака в рампу форсунок не может быть причиной гидроудара. Ее присутствие в смеси воздуха и бензина даже в какой-то мере способствует чистке от нагара камеры сгорания и днища поршней. Тем не менее, вода наносит вред топливной системе. Ломается бензонасос, форсунки забиваются минеральными солями, выделяющимися от воды. Последствия воздействия воды сильно проявляются при длительном простое автомобиля. Сопла форсунок необратимо ржавеют и устранить такую неисправность возможно только заменой форсунок.
Известна дороговизна запасных частей для ремонта автомобиля и если не позаботиться о своевременном техническом его обслуживании, то оплачивать устранение неисправности в разы дороже. Например, Опель Астра («Пуки») не эксплуатировался в течение трех лет. Результатом длительного простоя оказалась замена дорогостоящих форсунок. Для профилактики бензобака Опель достаточно 1 флакона средства выведения воды стоимостью 150 рублей, а комплект форсунок ориентировочно стоит 22000 рублей.
Способы удаления воды из бензобака
Что делать если в бензобаке накопилось много воды и как ее вывести? Существует два результативных метода для того чтобы выгнать воду: механический и химический. Кроме этого, можно попробовать, не снимая бак убрать воду с помощью влагостойкого пылесоса Керхер.
Механический
Механический метод извлечения воды из бензобака подразумевает его снятие с машины. Открутив модуль бензонасоса, содержимое бака сливают в канистру для вторичного использования в слесарных работах. В пустой от предыдущего топлива бак заливают горячую воду и вновь ее сливают с целью безопасного в дальнейшем нагрева и выпаривания воды. После процедуры выпаривания полость бака через отверстие бензонасоса продувают сжатым воздухом.
Механический метод желательно совмещать с химическим залив вытеснитель влаги (спирт) в бак при заправке бензином.
Химический
При химическом методе удаления влаги из бензобака применяются жидкости, способные растворяться в воде. Лучшим растворителем является спирт. Ацетон, растворитель и любые жидкости нефтепродуктов в процедуре очистки не пригодны, так как не растворяются в воде, а также могут нанести вред двигателю. Необходимо отметить, что химический способ является удобным и эффективным на автомобилях с затрудненным доступом к бензонасосу. Например, на автомобиле Форд СиМакс, чтобы снять бензонасос требуется снимать бензобак, или вырезать люк.
В инструкции любого средства производитель указывает сколько лить в граммах (g) спиртосодержащую жидкость на полную заправку бака. Например, фирма Тритон рекомендует заливать в бак автомобиля ВАЗ-2114 (2115) емкостью 43 литра один флакон жидкости массой 350 мл.
Вытеснители в бак
Производители предлагают эффективные средства удаления воды из бензобака, такие как Liqui Moly, Triton. Статистика показывает, что именно жидкости этих производителей получили большое количество положительных отзывов.
Профилактика воды в бензобаке
Избавиться от неприятностей, связанных с попаданием воды в бензобак возможно профилактическими методами:
- заправку автомобиля производить на надежной и проверенной автозаправочной станции;
- регулярно проверять герметичность в местах соединения модуля бензонасоса с баком и поступающих трубок к нему;
- при длительной стоянке автомобиля заправить бак до полной его вместимости («до горлышка»);
- регулярно (раз в квартал) заливать в бак спиртосодержащие жидкости (осушитель влаги, вытеснитель или удалитель воды, и т.д.) для удаления водного конденсата;
- устанавливать замки, блокирующие открывание крышек бензобака от недоброжелателей.
И в заключении анекдот про воду — и смешной, и жизненный:
Дело было в конце девяностых. На крайний север пригнали несколько самосвалов марки мерседес и дали инструктора, дабы русские водители не сломали чудо немецкой техники. Инструктор садился с водителем и обучал премудрости управления. И вот, двигаясь по зимнику, самосвал догоняет наш военный грузовик. Неожиданно, впереди идущий грузовик останавливается. Из кабины выскакивает солдат с ведром, черпает из канавы воду и заливает в бак. Немец, неплохо говорящий по-русски, с охреневшим лицом спрашивает у своего подопечного — Что случилось?
Наш сибирский парень отвечает:
— Топливо закончилось, видимо.
— У вас что — в канаве топливо?
— Нет, вода.
Пауза минут десять.
— У вас что, есть моторы, которые работают на воде?
— Нет, он же на соляре!
Молча доезжают до базы, немец ошарашенно идёт к колонному и рассказывает об увиденном. Ему объясняют, что закончилась солярка, топливозаборник стоит выше дна, вода тяжелей, залив воду — подняли солярку и машине хватило доехать до заправки. Немец долго переваривал услышанное и выдал:
— А почему у вас топливозаборник не до дна сделан?
Ответ, который прозвучал, отправил немца к психиатру:
— А если вода в баке!?