- Чистка форсунок
- Промывка бензиновых форсунок без снятия
- Промывка форсунок своими руками
- Чистка форсунок с помощью ультразвука
- Ультразвуковая ванна своими руками
- Установка для промывки инжектора
- Преимущества промывки инжектора
- Для чего нужнарегулярнаячистка инжекторав автомобиле и есть ли смысл в промывке?
- Анужно ли делатьпрофилактику бака для инжекторного автомобиля?
- Как частонужно промывать инжектора?
- Зачем нужнапромывка такой форсунки, которая льет?
- Менять ли масло после промывки
- Чистка карбклинером
- Неисправности после чистки
- Троит двигатель после промывки
- После промывки форсунок автомобиль плохо заводится
- После промывки увеличился расход топлива
Для любого автомобиля, работающего на бензине или дизельном топливе существует регламент технического обслуживания (ТО), разработанный заводом изготовителем. Проведенный анализ нашими специалистами по существующим ступеням прохождения ТО выявил существенную недоработку в части, касающейся обслуживания топливной системы, не включив в список работ профилактику топливной системы, а именно «Промывка форсунок». При этом проверка исправности подогрева сидений включена в обязательные работы.
Чистка форсунок
Отсутствие в списке регламента по проведению промывки топливных форсунок вводит в заблуждение владельцев, которые впервые купили машину и неукоснительно соблюдают требования по техническому обслуживанию, указанные в паспорте автомобиля. Они строго по пробегу производят замену масла, салонных фильтров и т.д., но о промывке форсунок никто не задумывается до появления проблем с двигателем.
Информацию о необходимости чистки инжектора владельцы автомобилей находят в глобальной сети интернет, в статьях научных работников ведущих технических институтов, а также получают в виде консультаций от специалистов частных автосервисов.
Для чего нужна чистка топливных инжекторов? Нормальная работа бензинового двигателя зависит от параметра качества топливной смеси, подаваемого в цилиндры двигателя. И это качество определяется стехиометрическим составом, определяющимся соотношением 14,7:1, т.е. на 14,7 частей воздуха поступает 1 часть бензина. При выполнении этого условия двигатель не теряет тяговую характеристику, как при обогащенном топливе, и отсутствуют «хлопки», как при обедненной смеси.
Электронная система управления двигателем (ЭСУД) рассчитывает по показаниям датчиков время длительности впрыска форсунок, поддерживая стехиометрический состав топливной смеси. Но возникают ситуации, когда при исправных датчиках, устойчивого искрообразования на свечах зажигания, нормальной компрессии в цилиндрах двигатель начинает трясти, пропадает динамическая характеристика, увеличивается путевой расход топлива. Что же это такое произошло в системе управления? Аппаратная часть блока управления двигателем работает безупречно и проверена на другом подобном автомобиле.
Причина такого поведения двигателя объясняется невозможностью распознать электронным блоком загрязнений инжекторов. Пытаясь выровнять работу двигателя по завышенным (или заниженным) показаниям датчиков и достигнув критических значений, блок переходит в аварийный режим и на панели загорается лампа аварийного состояния двигателя, сигнализирующего определенный код ошибки, появившийся в системе (например, по протоколу OBD-II возникают коды ошибок P0171 или Р0172).
Профессиональная диагностика авто, используя электронное диагностическое оборудование легко определяет неисправность инжекторов в части, касающихся их загрязненности или нарушением герметичности в паре «сопло-игла». От загрязненности форсунок возможна потеря производительности и при расчетном значении длительности впрыска в цилиндр поступает недостаточное количество топлива или нарушается факел мелко дисперсионного распыла. Фракции инородных веществ и смолы, попадая в сопло форсунки, коксуются нарушая герметичность закрытого состояния иглы, вследствие чего топливо начинает непрерывно лить в цилиндр, независимо от тактов двигателя. Эффект «льющейся» форсунки сильно обнаруживается при конструктивном использовании прямого впрыска.
Если мойка форсунок не производилась или периодичность промывки нарушалась, то их можно попытаться реанимировать, погрузив на пару часов в сосуд с растворителем с последующей продувкой сжатым воздухом, предварительно подключив к контактам постоянное напряжение +12 вольт для открытия клапана (иглы). После такого процесса обработки желательно проверить на стенде производительность и визуально оценить факел распыла.
Промывку форсунок на машине следует приравнивать к техническому обслуживанию, и также, как строгое соблюдение замены масла по пройденному пробегу проводить регламентные работы по их чистке. На инжекторном двигателе самая результативная и эффективная чистка происходит при использовании химического сольвента. Одним из эффективных средств является Wynn’s Injection System Purge. Практика обслуживания форсунок бензинового двигателя показывает почему лучше пользоваться химическим сольвентом:
- Нет необходимости снимать форсунки с двигателя;
- Производится чистка не только форсунок, но и поршневых колец, днища поршней, камеры сгорания, рампы, тарелок клапанов и направляющих клапанов;
- Не создает разрушительного воздействия на сопла форсунок и запорного клапана (иглы).
Промывка бензиновых форсунок без снятия
Профилактика форсунок осуществляется, не снимая их с топливной рампы на заведенном двигателе. Метод промывки форсунок без снятия с рампы позволяет снизить трудоемкость работ, связанных с демонтажем, в особенности типа двигателя, где доступ к креплению рампы инжектора ограничен. Промывочный сольвент заливается в емкость, количество которого зависит от объема бензинового двигателя. Например, двигателям объемами от 800 до 1800 см3 требуется 1 литр сольвента, а от 2000 до 3000 см3 необходим в количестве 2 литров. Промывка инжектора осуществляется подачей сольвента к топливной рампе, при этом отключается штатный бензонасос. Подключение промывочной системы на разных типах автомобилей производится адаптерами и некоторые из них требуют наличия специальных съемников для расстыковки бензиновых магистралей от рампы форсунок. Отсутствие профессионального инструмента влечет поломку адаптеров и нарушением герметичности стыков соединения и, как следствие, утечку бензина. Безразборная чистка не требует приобретения дорогостоящего специального оборудования и может быть выполнена в гаражных условиях своими руками.
Промывка форсунок своими руками
Промывка инжектора дорогостоящая операция. Цена рассчитывается от:
- затраченных норма-часов,
- трудоемкости подключения инжекторов к системе,
- количества энергозатрат,
- стоимости сольвента,
- проведения контроля параметров двигателя во время чистки,
- процента риска при работе с легковоспламеняющимися жидкостями.
Если владельцы инжекторных автомобилей в целях экономии финансовых средств решают произвести промывку своими руками, то они должны быть уверены в безопасности, собранного в домашних условиях оборудования. Такое оборудование эффективно чистит топливные форсунки бензинового двигателя не снятых в рампы.
Для проведения профилактической операции необходима установка, конструктивно состоящая из колбы, в которую заливается сольвент, устройства подачи в нее воздуха, клапан для стравливания давления, гибких топливо проводов.
Как сделать своими силами, используя подручные средства аппарат для самостоятельной промывки инжектора?
Практически в каждом доме имеется в наличии пластиковый бачок или бутылка. Горлышко этой бутылки используется для заливки сольвента и в последующем нагнетания через нее воздуха. Давление, оказываемое на стенки такого сосуда, достигает 4,0 атм. Чтобы исключить выход воздуха в обратную сторону на горлышко вворачивается груша с золотником, применяемая на автомобильных шинах. Способ вворачивания штуцера выходного топливопровода из бутылки разрабатывается в зависимости от имеющейся конструкции штуцера. Владельцу автомобиля самому придется изобретать метод крепления выходной магистрали, обеспечивая полную герметичность.
Станция для промывки форсунок без снятия их с рампы готова, но работать она не будет без дополнительного приспособления, нагнетающего воздух в систему. Покупать компрессор для использования его в этих целях не рентабельно. Поэтому лучше использовать электрический компрессор для накачки шин, а если и такового нет в доме, то после не хитрых манипуляций возможно использовать автомобильную шину, предварительно закачав в нее воздух с давлением до 4 – 5 атм.
Чистка форсунок с помощью ультразвука
Ультразвуковая чистка форсунок является более сильным средством в сравнении с химической промывкой без снятия с рампы. Но необходимо отметить, что промывка ультразвуком имеет свои минусы, которые могут при не соблюдении технологических режимов испортить форсунки.
Так же, как и при безразборной промывке инжектора сольвентом, в этом процессе применяется чистящая жидкость. Форсунки погружаются в ванну, заполненную химией и под действием ультразвукового генератора, происходит бомбардировка закоксованных смолистых отложений на выходе сопла топливных форсунок и внутри.
Желательно до загрузки инжекторов в ванночку произвести тест на стенде с целью визуального контроля факела распыла и замера производительности. Полезность проведения теста до ультразвуковой чистки заключается в оценке результата после проведенной операции. Если тестирование после ультразвуковой обработки показывает одинаковую производительность форсунок и распыл, то работа проведена успешно.
После погружения выходной части форсунок в раствор и подключения к ним разъемов, через которые прибором подаются импульсы регулируемой частоты устанавливается время обработки. В зависимости от результата теста до проведения чистки, время устанавливается от 3 до 10 минут. Кнопкой «пуск» включается ультразвуковой генератор и одновременно на форсунках начинает движение стержень иглы, открывая и закрывая с заданной частотой сопло форсунки. На основе явления кавитации, возникающее от ультразвуковой волны в жидкости образуются микропузырьки, которые своим микровзрывом разрушают карбамиды на внутренней поверхности тракта форсунки и отложений на стержне иглы.
Чистка форсунок ультразвуком имеет плюсы в сравнении с химической промывкой, а именно:
- эффективная чистка, не разрушающая металл;
- короткое время обработки.
В данном методе есть и недостатки, количество которых растет, если проводить его не профессионально:
- необходимость снятия форсунок с топливной рампы (на некоторых типах автомобилей доступ к форсункам затруднен);
- в случае неопытности специалиста и полного погружения форсунки в жидкость возможно короткое замыкание, что приводит к ее порче;
- возможен «эффект ультразвуковой сварки», когда стержень иглы приваривается к поверхности сопла;
- разрушение сопла из керамики (запрещено использовать метод ультразвуковой чистки форсунок, сопла которых керамические);
- частое использование метода приводит к разгерметизации пары сопло-игла и форсунка начинает течь;
- при обратной сборке форсунок на двигатель возможно повреждение их уплотнительных колец, что приводит к утечке воздуха или бензина.
Ультразвуковая ванна своими руками
Если владелец автомобиля проявил желание произвести чистку форсунок самостоятельно, своими руками и за основу метода выбрал ультразвук, то для этого ему можно использовать бытовую ванну. К примеру, «Ультразвуковая ванна Ya Xun YX-2000A» с характеристиками: 35-50W, 42KHZ, цифровым дисплеем, таймером 1-240 с, объемом 0,5 литра. По мощности и объему такая ванна вполне пригодна для осуществления профилактической процедуры. Для циклической работы стержня клапана внутри форсунки можно применить тестер форсунок или прибор ДСТ-6С, которые импульсно открывают и закрывают клапан.
Но если нет ни того, ни другого, то можно подключить постоянное напряжение 12 вольт к контактам. В этом случае топливный тракт форсунки будет открыт постоянно во время обработки ультразвуком. Рекомендуется использовать жидкость «LAVR Ultra-Sonic Cleaner» и для получения положительных результатов подогревать ее до 60 град.
Установка для промывки инжектора
Такое приспособление состоит из емкости, компрессора, манометра, вентилей, гибких топливных магистралей. Комплект оборудования для чистки бензиновых форсунок без снятия их с автомобиля имеется в продаже. Представляет собой небольшую колбу, рассчитанную на 1 -1,5 литра сольвента и прибора для контроля давления в системе с встроенным перепускным клапаном.
Аналогичная станция, изготовленная своими руками, выполнена из емкости, позволяющей вместить 50 литров сольвента.
Как сделать такое приспособление для химической обработки инжекторов? Оборудование должно быть надежным в использовании, выдерживать высокое давление. Потребуется емкость от 1,5 литра и выше. В емкости необходимо предусмотреть наличие штуцеров для подключения компрессора и гибкого топливопровода с последовательным соединением к нему манометра и фильтра тонкой очистки. Промывку следует осуществлять при постоянном контроле давления сольвента, поступающего в рампу форсунок.
Устройство для чистки ультразвуком также можно собрать самостоятельно. Главным станком в этом блоке является бытовая ультразвуковая ванна. Это единственный инструмент, который придется купить в торговой сети. Собранный самостоятельно аппарат работает безупречно и по эффективности не уступает промышленной установке.
Для тестирования форсунок после процедуры ультразвуковой промывки можно собрать и стенд, представляющий собой стандартную топливную рампу, закрепленную, например, в корпусе, отслужившим свой срок компьютере.
Преимущества промывки инжектора
Для чего нужна регулярная чистка инжектора в автомобиле и есть ли смысл в промывке?
Еще до сих пор многим водителям известна проблема возникновения неисправности двигателя, работающего с карбюратором. Двигатель резко начинает терять холостой ход, возникают глубокие провалы или отсутствует тяга. Следствием такого поведения двигателя является засоренность каналов и жиклеров. Чтобы привести в нормальное состояние работу двигателя, карбюратор полностью разбирается и все внутренние детали его подвергаются тщательной чистке очистителем. Но работа на этом не заканчивается, так как необходима дополнительная профилактика в бензиновом баке. Бензобак является источником попадания твердых микрочастиц и воды в карбюратор, который очень чувствителен для любой микросоринки.
А нужно ли делать профилактику бака для инжекторного автомобиля?
Так же, как и карбюратор, инжектор при своей малой чувствительности требует чистки бензобака. Если необходимо произвести профилактику бака от твердых частиц, то необходимо снять бензобак и слить из его полости остатки бензина. Тщательно прополаскивать бак специальными моющими средствами, чтобы максимально очистить внутреннюю полость от мелких фракций. Полезным будет дополнительно после ополаскивания и заправки бака бензином залить в бак вытеснитель влаги, основой которого является изопропиловый спирт, что устраняет содержание паров воды в баке и магистралях.
Устранив от «мусора» источник засорения форсунок можно приступить к их чистке. Регулярная промывка позволяет двигателю работать устойчиво на холостом ходу, улучшая его динамические характеристики, что дает уменьшение расхода топлива.
Как часто нужно промывать инжектора?
Итоги чистки показывают необходимость соблюдения профилактических операций после 20-30 тыс км. Возникают и такие случаи, когда форсунка теряет герметичность.
Зачем нужна промывка такой форсунки, которая льет?
Гораздо проще ее заменить на новую. Однако, не стоит торопиться с таким выводом, так как лить форсунка может из-за небольшой соринки, в виде затвердевшей смолы, препятствующей движению стержня клапана (иглы). Поможет ли химическая промывка в этом случае? Однозначного ответа в этой ситуации не существует, так же, как если использовать метод ультразвуковой чистки. Возможно и нет соринки, а течь происходит из-за физического износа деталей форсунки.
Приобретая авто, владелец должен помнить, что своевременная профилактика, влияет на безупречную работу двигателя. Сопоставляя все плюсы и минусы от проведенных профилактических работ, мы убеждаемся, что продлеваем эксплуатационные характеристики деталей в двигателе и в итоге экономим на покупке дорогостоящих запасных частей.
Менять ли масло после промывки
После промывки топливных форсунок возникают вопросы автовладельцев о необходимости замены масла. «А нужно ли менять масло после регулировки тепловых зазоров клапанов?» — спрашивают специалиста автосервиса. Аналогичные вопросы возникают у водителей после замены ремня ГРМ, сальника распределительного вала или замены свечей.
Замена моторного масла производится в случаях, когда произведенный ремонт двигателя (техническое обслуживание) прямо или косвенно повлияло на его состав и изменило характеристики смазки.
Процедура чистки инжектора, как химическая, так и ультразвуковая не вносят изменений в состав моторного масла. Вследствие этого незачем менять масло после промывки топливной системы.
В обслуживании двигателя существует методика «раскоксовки» поршневых колец, днища поршней, камеры сгорания и направляющих клапанов специальной жидкостью. Методика основана на медленном растворении твердых смолистых отложений в среде «паровой бани». Для создания такой среды вращением коленчатого вала, поршни устанавливаются в один ряд на средней линии цилиндров по высоте, и вывернув свечи равными долями заливается в цилиндры жидкость. Двигатель, при этом должен иметь максимальную рабочую температуру. После заливки жидкости свечи заворачиваются и начинается процесс «паровой бани», который продолжается до снижения температуры двигателя до 15-20 градусов. Двигатель вновь запускается и прогревается до рабочей температуры на холостом ходу. Нужно ли менять в этом случае масло?
Использование методики раскоксовки двигателя «паровой баней» вносит изменение состава моторного масла, так как отработанная жидкость с растворившимися фракциями смол стекает в картер двигателя и, соответственно, требует его замены.
Возникает вопрос, а надо ли применять вышеизложенную методику паровой обработки смол при химической промывке форсунок? Химическая промывка инжекторов сольвентом позволяет произвести чистку не только форсунок. Так как процедура выполняется на заведенном двигателе и на разных режимах оборотов, то острая необходимость применения дополнительной раскоксовки и замены масла отсутствует.
Чистка карбклинером
Широкого применения чистка форсунок очистителем карбюратора карбклинером (Carb Cleaner) не получила и это обосновано следующими причинами:
- Во-первых, процедура требует особой осторожности и строгого соблюдения мер защиты глаз.
- Во-вторых, чистка выполняется с минимальным давлением, поступающим от баллона карбклинера.
- В-третьих, необходимо снимать форсунку с рампы.
Несмотря на перечисленные минусы, промывка очистителем карбюратора является удобным и эффективным средством при форс мажорных обстоятельствах, когда автомобиль находится в пути и неисправность топливной системы произошла вдали от автосервиса.
Технологически процедуру выполнить не сложно и достаточно иметь под рукой баллон очистителя карбюратора, два куска провода с минимальной длиной 1 метр. Проводами контакты форсунки соединяются с АКБ напряжением 12 В. С подачей напряжения на форсунку клапан открывается и любым доступным способом необходимо впрыскивать с баллона очистителя карбюратора жидкость на входной тракт, при этом не забыть защитить глаза очками.
В продаже имеется большой выбор очистителей для карбюратора и какой лучше выбрать для чистки форсунок вызывает сложность у владельца автомобиля. Лучше выбирать эффективно растворяющий затвердевшие фракции смол.
Практика по профилактической чистке форсунок показывает, что наиболее эффективными средствами, кроме Carb Cleaner являются:
- Очиститель карбюратора Hi-Gear: популярный препарат, легко и эффективно удаляет различные углеродные отложения и нагары.
- Очиститель карбюратора «Лавр».
- Очиститель карбюратора Abro: является не плохим средством для очистки элементов топливного системы и дроссельного узла.
Неисправности после чистки
Троит двигатель после промывки
После процедуры промывки на панели приборов загорелся чек (аварийная лампочка) и мотор троит. Проблемы могут возникнуть, как и после химической чистки форсунок, так и после ультразвуковой.
Основными симптомами неисправности двигателя, прошедшим процедуру промывки инжектора являются:
- Неустойчивая работа на холостом ходу.
- Машина плохо разгоняется.
- Автомобиль не тянет.
В случае, когда осуществлялась химическая промывка причинами могут быть:
- Недостаточное давление сольвента, подаваемого на рампу форсунок.
- Некачественный сольвент.
- Сокращение времени обработки форсунок.
- Не соблюдение режимов оборотов двигателя во время промывки.
Причины несбалансированной работы двигателя после ультразвуковой чистки:
- Недостаточное время процедуры ультразвуковой чистки.
- Не выбран правильно оптимальный режим мощности ультразвуковой ванны.
После промывки форсунок автомобиль плохо заводится
После химической промывки форсунок или проведения чистки ультразвуком двигатель стал плохо заводиться. Причиной может быть возникшая течь бензина через сопла. Неисправность лечится заменой форсунок на новые.
После промывки увеличился расход топлива
Увеличение расхода топлива возможно после проведения процедуры промывки, если в процессе не соблюдены требования прилагаемых инструкций. Если при промывке инжектора химическим способом не соблюдено время процедуры или не полностью использовался рекомендуемый объем сольвента, то возможен обратный эффект. Карбамиды внутри тракта форсунки набухли, произошло их размягчение, но выброс их не успел произойти во впускной коллектор двигателя из-за укороченного времени промывки (не полного использования объема сольвента). В результате сопло форсунки забивается и отсутствует необходимый распыл, что приводит к увеличению расхода топлива.
Если увеличился расход топлива после ультразвуковой чистки форсунок, то возможно произошло разрушение сопел на керамической или тефлоновой основе. В этом случае, форсунки подлежат замене на новые.